Спорт как институт социализации современной российской молодёжи.

Движение на опережение

Улучшение показателей здоровья современной российской молодежи, вовлечение представителей данной социально-демографической группы в спорт и здоровый образ жизни требуют в настоящее время решения целого комплекса задач, направленных на модернизацию системы здравоохранения, усовершенствование школьного и студенческого физического воспитания, повышение физкультурной и спортивной грамотности населения, борьбу с получившими широкое распространение в молодежной среде вредными привычками.

Современными отечественными исследователями социализация рассматривается как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, формирования на этой основе личности, занимающей определенную позицию в многообразных общественных отношениях и преобразующей посредством своей активной деятельности социальную реальность. Как отмечают известные отечественные специалисты в области социологии молодежи В.И. Чупров и Ю.А. Зубок, социализация включает в себя как социально-контролируемые процессы воздействия на личность, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. В отличие от стихийной социализации, которая проявляется в ходе спонтанного взаимодействия молодых людей с различными социальными группами и структурами, социально-контролируемая социализация осуществляется методами воспитания; ведущая роль в социально контролируемой социализации принадлежит социальным институтам. Выступая в качестве особой разновидности социальных институтов, институты социализации функционируют как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, ценностей, норм, регулирующих сферы человеческой деятельности, непосредственно связанные с процессом социализации, организующих их в систему статусов и ролей и обеспечивающих включение молодежи в общественную жизнь.

Особую роль в системе институтов социализации в современном обществе играет спорт, представляющий собой уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной активности человека. Спорт традиционно связывается с соперничеством, состязательностью; именно соревновательная деятельность, а также подготовка к ней обыкновенно рассматриваются исследователями в качестве основных признаков, отличающих спорт от других социальных феноменов. Роль и значение спорта на протяжении истории человеческого общества не оставались неизменными: в настоящее время он функционирует как особый социальный институт, имеющий собственную национальную и международную структуру, специфическую материальную базу, профессиональные кадры, особую систему и принципы обучения и тренировки. Основополагающими показателями спорта и спортивной деятельности являются результаты в соревнованиях, однако сводить суть спорта исключительно к достижению высоких результатов все же не совсем корректно, поскольку для спорта как социального института характерна не только соревновательная функция, но также и эвристические, оздоровительно-рекреативная, эстетическая, экономическая, зрелищная функции, присущие спорту как социокультурному явлению, оказывающему широкое и разностороннее воздействие на различные сферы общественной жизни.

Необходимо отметить, что степень эффективности социализации посредством спортивной деятельности во многом зависит от того, насколько ценности спорта как социального института совпадают с общественно значимыми ценностями, разделяемыми и отдельными индивидами, представляющими в том числе молодежь как особую социально-демографическую группу. К слову, в соответствии с заключением, сделанным американскими социологами, именно спорт аккумулирует в себе основные ценности американского общества, являясь для этой страны своего рода национальным увлечением, «второй религией», в которую верит большинство американцев. Так, учеными США было проведено системное исследование ценностных ориентаций, господствующих в американском спорте; указанные ценностные ориентации можно рассматривать как идеологию, направленную на то, чтобы убедить людей в преимуществах занятий спортом (данный вывод был сделан исследователем на основе анализа мнений, оценок, принципов, изложенных на страницах еженедельников, газет, ведущих спортивных журналов). Рассматриваемая идеология ориентирована на обоснование ценности спорта как инструмента воспитания характера, самодисциплины, физического и духовного благополучия, способности к соперничеству в спорте и в жизни. Наряду с тем, что в ходе спортивной социализации (социализации через спорт), занимающийся спортом приспосабливается к выполнению социальных ролей, опыт занятий спортом может облегчить приспособление человека к жизни вне спорта и выработку не только спортивных, но и других ценностных ориентаций. Проведенные американскими учеными исследования образа жизни различных групп учащихся средних школ показывают, что для лиц, систематически занимающихся спортом, характерны более успешная адаптация к условиям окружающей социальной среды, развитие самосознания, повышение престижа среди сверстников, а участие во внутришкольных соревнованиях находится в позитивном соотношении с академическими достижениями представителей данной группы обучающихся.

Результаты российских социологических исследований свидетельствуют о том, что спорт как социальный институт играет достаточно важную роль в процессе социализации современной российской молодежи. В общественном сознании в целом и сознании представителей молодежи как особой социальнодемографической группы все более прочно укореняются ценности физической культуры и спорта. Социологические опросы показывают в частности, что представители учащейся молодежи, школьники и студенты, высоко оценивают роль физической культуры и спорта для современного человека (такой точки зрения придерживаются в частности 63,3% респондентов-школьников). Одновременно с этим эмпирические данные указывают на наличие тенденции, связанной с уменьшением значимости активных занятий физической культурой и спортом для молодых людей по мере их взросления. С одной стороны, материалы социологических исследований свидетельствуют о росте популярности спорта как зрелища и сферы досуга (представители учащейся молодежи в частности проявляют определенный интерес к спорту в форме массового зрелища: спортивные соревнования по телевизору смотрят 66,3% опрошенных, посещают спортивные зрелища — 30,8%, читают спортивные газеты и журналы — 19,1%). Однако, с другой стороны, значительная часть молодых людей выступают при этом исключительно в роли пассивных зрителей, а не участников спортивных мероприятий: количество молодежи, смотрящей спортивные соревнования по телевизору, значительно превышает число систематически занимающихся физической культурой и спортом— среди студентов, к примеру, таковых оказалось чуть более 20%.

Ключевую роль в процессе социализации играет та часть спорта, которую принято именовать спортом массовым. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет массовый спорт как часть спорта, направленную на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях. Массовый спорт выполняет в настоящее время ряд важных социальных функций, являясь важным элементом процесса социализации личности молодого человека, совершенно справедливо трактуемого специалистами в качестве важного средства сохранения индивидуального здоровья, организации содержательного досуга, подготовки к трудовой деятельности, предотвращения асоциального поведения. Во многих научных публикациях, посвященных физической культуре и спорту, подчеркивается, что именно развитие массового спорта, наряду с профессиональным спортом и спортом высших достижений, призвано способствовать решению наиболее актуальных для современного общества проблем социально- экономического характера, содействуя объединению общества, отвлечению представителей молодежи от вредных привычек, в частности от алкоголизма и наркомании, профилактики различных заболеваний, а также увеличению качества жизни, ее средней продолжительности.

Опыт развитых капиталистических государств мира свидетельствует о значимости массового спорта или спорта для всех (термины «массовый спорт» и «спорт для всех» в настоящее время используются во многих зарубежных странах как синонимы), в то же время управление массовым спортом, его финансирование в данных странах осуществляются по-разному. Если для США, к примеру, характерно отсутствие прямой поддержки спорта из государственного бюджета и физкультурно-спортивное движение там в значительной степени финансируется частным сектором, стимулируемым большим количеством налоговых льгот и преференций, то в странах Западной Европы, напротив, имеет место смешанное финансирование массового спорта с преобладанием средств из государственного бюджета. Привлечение граждан различных возрастных групп, в том числе молодежи, в развитых капиталистических государствах Запада осуществляется преимущественно через систему спортивных клубов, действующих как самостоятельно, так и в структуре физкультурно-спортивных организаций, что предполагает развитие коммерческого сектора физической культуры и массового спорта.

Необходимо отметить, что европейской системе организации функционирования массового спорта при всех ее несомненных преимуществах присущи и некоторые недостатки. Так, современные западные исследователи Б. Ванройзель и М. Такс, проанализировав итоги развития «спорта для всех» в странах Европейского союза в течение нескольких последних десятилетий, пришли к следующим выводам: с одной стороны, благодаря «спорту для всех» увеличилось число лиц, занимающихся спортом, однако, с другой стороны, среди них относительно невелика доля молодежи и пожилых людей. Несмотря на поддержку массового спорта со стороны спортивных организаций, включая клубы и федерации, в целом она, по мнению Б. Ванройзеля и М. Такса, является довольно слабой. Наряду с указанными недостатками системе организации массового спорта в европейских странах присущи и другие негативные черты: по-прежнему неодинаковыми, несмотря на демократизацию спорта, остаются возможности для участия в спортивном движении представителей различных социальнодемографических групп, этнических и других меньшинств, достаточно ущемленными чувствуют себя местные традиционные виды спорта и народные игры. Помимо этого, массовый спорт и его законодательная база становятся все более зависимыми от экономики рассматриваемых стран.

Очевидно, что данные особенности необходимо учитывать в рамках организации системы массового спорта и в современной России. В настоящее время, как показывают результаты специальных исследований, в Российской Федерации число граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляет 22,5% общего населения страны (необходимо отметить, что в течение последних нескольких лет наблюдается рост численности населения, вовлеченного в массовую спортивную деятельность: за период с 2008 по 2012 г., к примеру, число лиц, увлеченных спортом, увеличилось на 9,7 млн чел. и составляет 32,2 млн чел.). Статистические данные свидетельствуют также
0 том, что наиболее физически активными группами населения России являются дети и молодежь до 30 лет: в группе лиц от 15 до 29 лет в частности доля молодых людей, занимающихся физической культурой и спортом, составляет 13,3 млн чел. или 43,4% общей численности данной возрастной группы. В то же время необходимо учитывать то обстоятельство, что рассматриваемая активность представителей молодежи во многом объясняется тем, что значительная их часть является учащимися образовательных заведений, где такой учебный предмет как физическая культура является обязательным в рамках существующих образовательных программ. Число граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, резко уменьшается по мере их взросления: по окончанию периода обучения в школе и в вузе наблюдается снижение мотивации граждан к занятиям физической культурой и спортом (среди работающих граждан подавляющее большинство, до 90%, уже не принимают никакого участия в физкультурно-спортивной жизни на системной основе).
Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что, с одной стороны, ценности здоровья и здорового образа жизни занимают важное место в структуре ценностных установок населения в целом и молодежи как особой социально-демографической группы, однако, с другой стороны, значительная часть россиян не использует средства физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний. Несмотря на очевидную пользу оздоровительных практик, базирующихся на физической активности, систематических занятиях спортом, значительной частью россиян и представителями молодежи в частности массовый спорт рассматривается как второстепенный аспект в системе факторов, непосредственно влияющих на индивидуальное здоровье, а спорт не воспринимается как неотъемлемая часть образа жизни, как элемент культуры повседневного быта. С учетом приведенных данных можно констатировать, что, несмотря на явную позитивную динамику в развитии массового спорта, проявляющуюся в росте числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, увеличении числа спортивных сооружений, развитии соответствующей инфраструктуры, в настоящее время сохраняются проблемы, связанные с недостаточной двигательной активностью представителей всех возрастных групп и использованием ими возможностей физической культуры и спорта для укрепления здоровья, а также с недостаточно высоким качеством и доступностью физкультурно- оздоровительных услуг, обеспеченностью объектами спорта.

Совершенно очевидно, что в рамках реализации государственных программ развития массового спорта в России нецелесообразно слепо копировать опыт западноевропейских стран, касающийся организации и финансирования массового спорта. Как уже указывалось выше, в развитии массового спорта в Западной Европе в течение последних лет обозначились определенные негативные тенденции: как показывают данные социологических опросов экспертов, проведенных специалистами Европейского союза, в настоящее время рассматриваемые страны столкнулись с проблемой финансирования массового спорта. Так, в европейских странах наблюдается уменьшение государственного финансирования массового спорта в пользу спорта высших достижений, следствием чего является рост зависимости организаций массового спорта от органов местного самоуправления, которые далеко не всегда способны удовлетворить потребности данных организаций в финансовых ресурсах. В сложившейся ситуации спортивным клубам и другим организациям массового спорта приходится перекладывать свои финансовые проблемы на граждан, занимающихся спортом, увеличивая для последних размеры членских взносов и стоимость абонементов, что в перспективе может привести к снижению участия населения стран Западной Европы в спортивной деятельности.

Не вызывает сомнений тот факт, что в российских условиях государство не может перекладывать на муниципалитеты или спортивные клубы основную нагрузку по финансированию массового спорта, включая проведение массовых мероприятий и спортивных соревнований различного уровня, создание физкультурно-спортивной инфраструктуры, материально-технической базы спортивной деятельности. В современной России наблюдается острая нехватка материальных средств у муниципальных органов власти, а система спортивных клубов развита не в такой степени, как в западноевропейских странах. Так, в настоящее стране в стране общее количество спортивных клубов составляет 12,7 тыс., что значительно меньше, чем в той же Германии (в этой стране на данный момент действуют около 91 тыс. спортивных клубов и обществ). К примеру, количество популярных в России фитнес-клубов превышает 3,2 тыс., однако даже в Москве и Санкт-Петербурге в фитнес-клубах занимаются не более 3% жителей этих городов (в Нью-Йорке, к примеру, в клубах спортивно- оздоровительной направленности занимаются 40% населения, а в Берлине — 60%; в США в целом клиенты фитнес-клубов составляют 15% от числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом).

Бесспорно, что в условиях современной России, где преобладают бедные и малообеспеченные слои населения, посещение дорогих спортивных клубов является недоступным для значительной части населения, в том числе молодежи. В настоящее время спорт превращается для молодежи в своеобразный социальный фильтр или социальный маркер, поскольку позволить себе затраты на спортивные услуги могут не все молодые люди. Многие популярные виды спорта, включая гольф, теннис, фигурное катание, фристайл и т.д., являются недоступными для молодежи из базисного слоя населения в российском социуме. Современным российским реалиям также не подходит западноевропейская система финансирования физкультурно-спортивных организаций, существующих преимущественно за счет членских взносов (средний размер такого взноса составляет 250—300 евро в год: данная сумма не является большой для жителей развитых капиталистических государств, где основную часть населения составляет средний класс, однако для России, где преобладают необеспеченные слои населения, она является значительной).

В современном российском обществе, видимо, приоритетную роль в управлении развитием физической культуры и массового спорта, физического и спортивного воспитания молодежи призвано играть государство, что предполагает государственное финансирование клубов и других физкультурно-спортивных общественных организаций. Только в этом случае возможны эффективное развитие массового спорта, повышение его значения как института социализации современной российской молодежи. Наряду с этим, органам государственной власти, ответственным за организацию и управление массовым спортом, необходимо делать ставку на пропаганду и популяризацию видов спорта, доступных для широкого круга молодых людей.

На реализацию этих целей и направлен разработанный на основе поручений Президента РФ Всероссийский физкультурноспортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Необходимо отметить, ГТО разрабатывался с учетом опыта внедрения аналогичного советского комплекса, который с 1931 г. был основой существующей в СССР государственной системы физического развития и подготовленности различных групп граждан. В то же время современный российский комплекс ГТО существенно отличается от своего советского аналога; целью его является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения. Отметим, что положение о комплексе ГТО содержит пункты, призванные стимулировать различные группы населения, в том числе молодежь, к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Помимо соответствующих знаков отличия, присваиваемых лицам, успешно сдавшим установленные нормативы, предусмотрены также льготы при поступлении в учебные заведения, а также повышенные государственные академические стипендии для студентов, имеющих золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса.

Как известно, в советский период участвовать в физкультурноспортивном движении, сдавать нормативы, предусмотренные комплексом ГТО, считалось почетным и престижным в молодежной среде. В настоящее время государственным органам, осуществляющим организацию и управление массовым спортом, также необходимо пропагандировать физическую культуру и массовый спорт, формировать у молодежи личную заинтересованность в укреплении здоровья и достижении физического благополучия. На начальном этапе внедрения физкультурно-спортивного комплекса необходимо донести до различных групп населения, в том числе молодежи, информацию о том, какую пользу может принести ей участие в физкультурно-спортивном движении. С этой целью должны активно применяться современные средства массовой информации и в первую очередь Интернет: для информирования молодежных и подростковых групп целесообразно использовать электронные СМИ и социальные медиа. В случае успешного внедрения указанного физкультурно-спортивного комплекса, реализации других мероприятий, предусмотренных современными государственными программами развития массового спорта, могут быть реализованы задачи, связанные с увеличением количества молодых людей, вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом, повышением роли массового спорта как института социализации российской молодежи.