Польза гимнастики для детей с расстройством аутистического спектра.
Исследования доказали, что физические упражнения являются лучшим средством раннего вмешательства в коррекцию здоровья детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Причина в том, что моторное развитие ребенка тесно связано с его психоэмоциональным состоянием и влияет на интеллектуальные способности. Помимо совершенствования физических навыков, занятия спортом снижают стресс в организме, формируют привычку к активному образу жизни, учат коммуникативным навыкам и воспитывают моральные качества, которые ребенок может применять в других сферах. Особенно это важно для интеграции в общество детей с нарушениями развития.
Аутистический спектр — группа расстройств, которые характеризуются врожденными нарушениями социальных взаимодействий. Этот диагноз может иметь различные формы проявления, которые зависят от степени его сложности. К ним относятся: нарушение социального взаимодействия, повторяющиеся модели поведения (неприятие отклонений от привычной схемы действий), ограниченность интереса, сложность восприятия информации, гиперчувствительность к громким звукам, яркому свету, многолюдным местам, возможное проявление агрессивного поведения.
Спорт оказывает положительное воздействие на самочувствие ребенка с РАС во всех аспектах – от укрепления здоровья до нормализации морального состояния. Наиболее эффективно на всестороннее развитие детей с РАС влияют гимнастические упражнения, поскольку в первую очередь они развивают координацию движений.
При любом неврологическом нарушении у людей существуют проблемы с умением уверенно владеть своим телом. Гимнастика тренирует оба полушария головного мозга, отвечающих за координацию движений. Таким образом, в коре головного мозга появляется новая двигательная доминанта - очаг возбуждения, который перекрывает очаг болезни. В результате за счет правильной двигательной активности у человека происходят значительные улучшения в здоровье. Поэтому неврологи и физические терапевты рекомендуют детям с различными патологиями в качестве реабилитации занятия рекреационной гимнастикой.
Кроме того, детям с расстройством аутистического спектра важно, как можно раньше начать коррекционные занятия. Гимнастические упражнения можно выполнять с 1,5 лет, и они лучшим способом воздействуют на развитие ребенка. Также умеренные физические нагрузки активируют работу центральной нервной системы, увеличивают кровообращение и кислородный обмен, благодаря чему у любого человека улучшается умственная активность, появляется бодрость, хорошее самочувствие и настроение.
Физический потенциал детей с РАС
Физическое развитие и способности детей с РАС могут не отличаться от нормотипичных детей. Их можно обучить различным гимнастическим упражнениям, но сложность заключается в способах преподнесения им информации и их возможности ее воспринимать, сохранять интерес и концентрацию внимания. Но эти качества тоже тренируются. Главное правило – не отчаиваться, если у ребенка сразу не получается, и терпеливо работать над улучшениями. Ребенок с РАС постепенно накапливает навыки, которые со временем превращаются в качественное исполнение заданий.
Занятия гимнастикой позволяют выстроить тренировочный процесс, который увлечет детей с РАС. У детей часто встречается слабый мышечный тонус, а также лишний вес, которые могут склонять их к пассивному образу жизни. Но в развивающей гимнастике нагрузка постоянно варьируется и плавно распределяется на все группы мышц, поэтому ребенку будет несложно втянуться в тренировочный процесс. Тренировку для детей с РАС можно выстраивать в круговом формате, чередуя упражнения на различных снарядах. Самое главное, чтобы в процессе занятий ребенок получал гармоничную нагрузку, состоящую из упражнений на силу, выносливость, координацию, быстроту, гибкость. Метод круговой тренировки позволяет сделать ее максимально эффективной, сохранить вовлеченность ребенка с РАС в занятие и продлить его работоспособность. Кроме того, каждое гимнастическое упражнение комплексно воздействует на физическое развитие ребенка.
Например, на полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность. Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки, но при этом выполняют интенсивную тренировку.
Упражнение на снарядах (бревне, брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате) укрепляют все группы мышц, воспитывают у детей смелость, уверенность в себе. Занятия на гимнастических снарядах формируют правильную осанку, способствуют профилактике плоскостопия.
Акробатические элементы (кувырки, стойка на руках, колесо, перевороты) тренируют координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве, формируют у детей уверенность в себе. Это качество впоследствии они будут переносить на другие сферы жизни.
Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям. Также игры с цветными кубиками в мягкой поролоновой яме помогают быстро адаптироваться к занятиям детям, которые настороженно относятся ко всему новому.
Прыжки на батуте укрепляют мышечный корсет, тренируют вестибулярный аппарат, баланс, координацию, развивают сенсорное восприятие и заряжают яркими эмоциями. Также батут является хорошим средством для привлечения внимания ребенка к обучению. Упражнения с гимнастическими предметами (мячами, обручами, скакалками, тактильными кругами, поролоновыми кубиками) развивают сенсорику, точность движений, внимательность, быстроту реакции.