top of page

Научные данные и рекомендации для физической активности детей с аутизмом.

Фраза «спорт – лучшее лекарство» стала рефреном многих экспертов по фитнессу и здравоохранению. Эту поговорку поддерживает множество исследований. И на данный момент накопилось достаточно исследований среди детей и подростков с аутизмом, чтобы мы могли с уверенностью сказать – физическая активность имеет целый ряд преимуществ при аутизме.

Ученые обнаружили, что программы физической активности для молодежи с аутизмом приводят к умеренному или выраженному эффекту в целом ряде важных областей. Например, они улучшают навыки моторики, физические навыки, социальное взаимодействие, мышечную силу и выносливость.

Физические упражнения и аутизм, различные преимущества. Социальные навыки:

Мета-анализ показал, что у молодых людей, которые участвовали в программах физической активности специально для людей с аутизмом, значительно улучшались социальные и коммуникативные навыки. Эти программы включали езду на лошадях, различные групповые спортивные игры, программы бега или видеоигры, предусматривающие физическую активность.

Исследователи пытались объяснить, каким образом физическая активность может улучшить социальные навыки. Если программа физической активности правильно спланирована, то она создает веселое, безопасное пространство, в котором можно общаться с другими детьми. Иначе говоря, это прекрасная возможность для практики социальных навыков. Кроме того, программы, включающие животных (например, езда на лошадях), позволяют детям взаимодействовать с кем-то невербально.

Физическая форма: Вряд ли кого-то удивит, что наш анализ подтвердил, что у детей и подростков с аутизмом улучшается мышечная сила и выносливость, если они участвуют в таких программах как упражнения в воде, езда на лошадях или видеоигры с физической активностью. Это особенно важно для детей с аутизмом, так как предыдущие исследования показали, что при аутизме мышечная сила и выносливость могут быть значительно ниже, чем у ровесников без аутизма. Мышечная сила и выносливость важны не только с точки зрения физической формы. Они позволяют детям с аутизмом использовать возможности для общения со сверстниками, которые требуют физической активности, например, участвовать в спортивных или просто подвижных играх.

Физические навыки: У многих людей с аутизмом уровень физических навыков значительно ниже, чем у остальных людей. Такие навыки включают баланс, координацию тела, зрительно-двигательный контроль и другие. Мы рекомендуем подбирать детям с аутизмом разные типы физической активности, чтобы улучшать различные физические навыки. Это могут быть видеоигры с физической активностью, прыжки на батуте (при соблюдении техники безопасности) или настольный теннис.

Навыки моторики: Многие виды физической активности (и социальные возможности с ними связанные) требуют того, что мы называем «фундаментальные навыки моторики». Эти навыки включают бег, умение бросать, умение ловить и так далее. Наш анализ, опять же, показал, что программы физических упражнений значительно улучшают эти навыки среди детей и подростков с аутизмом.

Как сделать физические упражнения дружелюбными к аутизму.

Исследования ученых позволили понять, какие особенности аутизма могут мешать получать удовольствие от физической активности, и как можно преодолеть эти барьеры. У многих людей с аутизмом предложения физической активности вызывают протест, и в каждом случае важно понять, почему это происходит. Разные проблемы могут побуждать людей с аутизмом избегать физическую активность. Это могут быть низкие социальные и двигательные навыки, предпочтение занятий, связанных с компьютерами, отсутствие партнеров по физическим упражнениям и дружелюбной к аутизму среды в спортивных учреждениях. Но существуют стратегии, которые могут уменьшить эти проблемы. Вот некоторые из возможных рекомендаций, которые помогут поощрять регулярную физическую активность.

1.Начинайте с малого.

Центр по контролю заболеваемости и профилактики рекомендует, чтобы ребенок был физически активен как минимум час в день. Но сначала необходимо поставить самую скромную цель, а потом уже очень постепенно увеличивать нагрузку. Опыт показал, что короткие периоды физической активности, которые распределены в течение дня, поддерживать проще всего. Помните: цель в том, чтобы физическая активность была регулярной и приятной частью повседневной жизни. Так что будьте терпеливы и стройте долгосрочные планы.

Вот несколько примеров того, как можно добавить физическую активность в повседневную жизнь:

– Ходить пешком в школу (на работу, в другие места), проходить пешком большее расстояние, чем обычно.

– Выгуливать собаку (если она есть).

– Во время просмотра телевизора превращать рекламные паузы в перерывы на упражнения. Рекомендуется пару минут интенсивной физической активности, например, прыжки или махи ногами. И не сидите сами, присоединяйтесь к детям!

Постепенно увеличивайте объем времени, который тратится на эти и другие физические упражнения. Ведь конечная цель – рекомендуемый час физической активности, который является для ребенка привычной частью дня.

2. Развивайте навыки моторики. Помните, что ребенку нужно сначала сформировать фундаментальные навыки моторики, и только потом он сможет участвовать в физической активности и спорте. Для развития навыков можно предлагать ребенку самые разные игры, которые потребуют от него:

– Двигаться различным образом (например, прыгать, перепрыгивать, прыгать на одной ноге).

– Играть с различными спортивными снарядами, например, мячами, битами и ракетками (бросать, ловить, пинать или бить).

Если ребенок будет регулярно практиковаться в этих навыках дома, то ему будет проще на уроках физкультуры, и вероятность, что ему понравятся спортивные игры с другими детьми будет выше.

3. Предлагайте попробовать самые разные виды физической активности. Анализ показал, что благотворное влияние могут оказывать самые разные виды физической активности. Настольный теннис, плавание, велосипед, езда на лошадях – есть огромное количество игр и физических упражнений, которые может попробовать ваш ребенок.

В идеале желательно, чтобы ребенок занимался одним или несколькими видами физической активности, которые поощряют:

– Хорошую физическую форму. Любые упражнения, которые включают интенсивную аэробную нагрузку, то есть нагрузку, которая заставляет вас тяжело дышать.

– Социальное взаимодействие. Физическая активность, в которой участвуют двое или более людей, например, теннис или игры в мяч.

– Независимость. Физическая активность, которой можно заниматься полностью самостоятельно, например, домашняя зарядка или упражнения по йоге, может быть, упражнения при помощи видео.

4. Будьте образцом для подражания, привлекайте друзей и семью. Родители – главные образцы для подражания у своих детей. Показывайте ребенку ценность и удовольствие от физической активности. Также подумайте о тех людях, с которыми ребенок контактирует каждый день или каждую неделю, и можно ли привлечь их к тому, чтобы поощрять ребенка заниматься физической активностью. Если у ребенка есть индивидуальный образовательный план, то желательно, чтобы в него также были включены цели по физическому образованию. При необходимости к обсуждению этих целей нужно привлекать учителей физкультуры.

5. Как сделать физическую активность более дружелюбной.

Вот три стратегии, которые обычно используют в спортивных программах для детей и подростков с аутизмом:

Кто-то, кто понимает. В идеале важно, чтобы люди с аутизмом, особенно дети и подростки, занимались в программах физической активности, инструкторы которых обладают знаниями об аутизме, в частности, понимают, как лучше общаться с людьми с РАС, и как лучше их мотивировать. Для этого вовсе не нужно быть специалистом по аутизму – достаточно основных сведений. Это даже может быть «наставник-ровесник» – другой ребенок, который понимает, как общаться с ребенком с аутизмом, и может предоставить поддержку один на один.

Визуальная поддержка. Многие люди с ментальным нарушением лучше воспринимают зрительную информацию. Визуальная поддержка очень эффективна при обучении детей и подростков с аутизмом. Она может включать визуальное расписание, карточки с заданиями, наглядные демонстрации и видеомоделирование.

Рутина. Для большинства из нас важна рутина – привычная обстановка и образ действий, но это особенно важно для людей в спектре аутизма. Занятия с физической активностью необходимо сделать регулярными, предсказуемыми и с четкой структурой. Для поддержания рутины создавайте визуальное расписание для каждого занятия.

bottom of page